Зачем нужен налоговый учет. Трактат для руководителей.

Вступление

 

Истории про налоговую Уважаемый партнер нашего агентства! У нас впереди интересное и плодотворное сотрудничество, которое будет длиться не один год. Поэтому мы создали этот материал, чтобы кратко отразить нашу профессиональную позицию и осветить ряд вопросов, волнующих друзей и партнеров нашей организации.

 

 Обещаем Вам, что этот материал не будет "унылым" или "заумным". Читая, Вам не придется сталкиваться ни с бухгалтерской, ни с налоговой спецификой, так как он написан простым популярным языком и состоит из понятных образов. Эта статья создана на основе выводов из многолетней практики работы в области управления, налогового и бухгалтерского учета ведущих специалистов б/а «Решение». Мы постарались сделать обращение интересным, но не смогли изъясниться короче, чем представлено ниже. Поэтому, просим Вас не пожалеть 10 минут своего времени и прочитать все изложенное в материалах концепции нашей работы с Вашей организацией.

 

Как видят налоговый учет современные руководители

 

 У большинства современных руководителей понятия «налоговый учет» и «бухгалтерия» ассоциируются с чем-то, в лучшем случае, скучным, негативным и бесперспективным. Такие ассоциации приходят на ум в связи с отсутствием восприятия Управления как прерогативы отдельных единиц, с превращением его в достояние фактически любого человека, считающего себя «талантливым руководителем». И поскольку каждая бабушка на скамейке и каждый пьяница в пивной лучше всех знают как управлять страной и играть в футбол, «талантливые руководители» присутствуют буквально повсюду. Именно поэтому широко распространена понятная и «толковая» версия о деятельности налоговых органов как о структуре, которая «собирает деньги и передает их в распоряжение государства». Этот в корне неверный тезис наталкивает руководителя на трактование деятельности налоговой службы как «Отъем финансовых средств для дальнейшего их распределения – «распила» и «отката». Следствием данного суждения является позиция, при которой руководитель видит свое взаимодействие с налоговой службой исключительно через процесс «минимизации налогов», который можно перевести на научно-популярный язык как «Надо сделать так, чтобы меньше платить!».

 

Налоговая как средство отъема средств

 

 Большинство предпринимателей, разделяющих концепцию «минимизации налогов», находят процесс «отъема средств через налоговую» несправедливым, но «работать как-то надо» и они успокаивают себя доводами типа «Ну не все-же они своруют? Часть ведь отдадут и на полезные дела, школы детские сады, дороги…» и иногда, глядя на новенькое дорожное полотно можно с гордостью подумать, что всё своровать  не удалось, и часть финансового нектара пролилась скупым дождем и на нашу грешную землю. Но это скорее эпизодические и редкие размышления руководителей, по каким-то причинам хотя бы частично изолированных от всех видов СМИ (включая и интернет). СМИ, которые стремятся к высоким рейтингам, организуют непрерывный поток «правдивой информации» по срыванию покровов с жуликов, воров и прочих коррупционеров, и делают это с таким остервенением, что сомнений в том, что «своровали вообще всё» уже не остается.

 

 Стоит так-же упомянуть о представителях некоторых ветвей «бизнеса» (это вид, существующий исключительно на фоне госбюджета), которые подтверждают вышесказанный тезис своим непосредственным участием в «освоении бюджета» и при этом трактуют налоговый сбор как нечто такое, что в дальнейшем можно еще раз «правильно распределить» и как бы приглашают нас принять участие в этом «соревновании». Такие предприниматели воспринимают налоговые сборы скорее как религиозный обряд сброса «десятины в общак».

 

 Но, вышеупомянутые умозаключения о налоговой как инструменте грабежа, настолько же очевидны, насколько и абсурдны. Для понимания этого  абсурда необходимо попытаться встать на место тех, кто, как сказано выше, занимается отъемом средств через налоговую.

 

Пробуем организовать отбор денег сами

 

 Если серьезно задаться целью отобрать деньги у предпринимателей, то становится совершенно непонятно, зачем для этого существует такой невероятно сложный и мутный механизм? Ведь для отъема средств достаточно назначить узкий круг людей, которые будут без участия «обираемого» определять и изымать «его вклад в общее дело». Например, непосредственно с расчетных счетов! Зачем  для отъема средств напрягать предприятие безумными по содержанию и излишним по количеству отчетами?

 

Подумав еще несколько минут, можно придумать десяток способов организовать процесс отъема средств у предпринимателей, которые будут во много раз эффективнее, дешевле и быстрее существующей системы сбора налогов. Но государство предпочло потратиться на содержание «армии» налоговиков...

 

 Очевидная нелепость утверждения, что налоговая занимается исключительно отъемом средств у предпринимателей с целью их дальнейшего перераспределения, заключается в том, что хитрые и умные люди, организовавшие такую мощную систему по отъему средств, при этом настолько тупые, что не могут сделать это, не вовлекая в процесс самих предпринимателей.

Так зачем в таком случае нужна налоговая и чем она занимается?

 

Причины возникновения современной системы налогового учета

 

 Западная цивилизация долгое время страдала от проблем удаленного управления колониями. Несмотря на грамотно развернутую информационную компанию, наносить колониальным странам справедливость и причинять демократию было затруднительно в связи с тотальным нежеланием местного населения организовывать эти процессы самостоятельно. Местные жители не чувствовали себя в безопасности, организуя враждебные для их соотечественников колонизаторские процессы. В связи с этим была разработана система позволяющая "выращивать" управленцев таким образом, чтобы они осуществляли процессы управления, совершенно этого не осознавая.

 

 

Пример использования налоговых запросов для  удаленного построения предприятия

 

 Представим себе: мы - колониальная администрация, и нам необходимо организовать процесс выращивания мака на территории колонии. В обычном состоянии типичный маковый фермер растит ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Для этого он сам возделывает необходимую для этого площадь, рассчитывая на свои силы или силы своей семьи. С точки зрения фермера это оптимальный процесс, а вот с точки зрения управляющего колонией – малоэффективный, ведь из колонии надо выжимать не по принципу «сколько им надо», а по принципу «как можно больше». Но самому фермеру так задачу ставить нельзя, поэтому мы сделаем так, чтобы он организовывал нужный нам процесс так, чтобы сам не понимал смысл этого процесса.

 

Организуем финансовую зависимость

 

Создаем маковую фермуСначала мы заставим фермера использовать наши деньги (которых у него изначально нет по причине их ненадобности на фоне натурального хозяйства и возможности обмена своего урожая на продукты питания, одежду и золото).

 

Для этого мы будем просить у него деньги в крайне небольшом количестве в качестве «налога». Да мы знаем, что у него их нет и ему они не нужны, но мы будем запрашивать у него мизирную сумму, и ему придется найти её для того, чтобы не иметь с нами проблем.

 

Организуем штат сотрудников

 

Потом мы создадим ему штат работников, которые с одной стороны будут от него требовать оплату труда, а с другой – увеличивать объем производимого труда. Как мы это сделаем? Ведь если мы напрямую поставим ему такую задачу, он будет саботировать и находить много причин, по которым он не сможет/не захочет набрать себе сотрудников.

 

Для того, чтобы он начал организовывать людей, мы обяжем его отправлять нам статистику по их организации. Да, мы знаем, что у него этих людей нет, но мы создадим эти отчеты таким образом, чтобы они (затрудняя ему основную деятельность) содержали достаточное количество информации о том, что у него должно быть и чего у него при этом нет. Мы заставим его отчитываться и о бухгалтере, которого у фермера тоже, разумеется, нет.

 

И вот после того как фермер в очередной раз сам садится составлять этот совершенно «бессмысленный» отчет, он начинает понимать, что лишняя пара сотен гектаров мака – совершенно справедливая и главное небольшая цена, которую он вполне в состоянии возделать с целью прокормить на них помощника, который и будет заниматься созданием этих отчетов.

 

На этом месте данного повествования рекомендуется оглянуться вокруг на начинающих предпринимателей и понять, что этот момент дошел до нашего времени практически без изменений.

 

Увеличиваем объем производства, закрепляем зависимость и социальную ответственность

 

Далее нам нужно помочь фермеру набрать больше сотрудников. Для этого мы создадим налоговый фонд, в который будем помещать часть его средств на социальные блага. Т.е. мы дадим ему понять, что своим трудом он кормит не только своего бухгалтера и семью, но и каких-то мало знакомых ему людей. Будет не справедливо, если такие вложения пропадут в пустую, поэтому наш фермер будет приглашать к себе на плантацию людей, которых он так или иначе хоть содержит и более того – отчитывается за это!

 

В этой части повествования обращаем внимание на современную российскую систему отчетов о штате. Она написана таким образом, что начинающий предприниматель так же вынужден отчитываться за те штатные единицы, которых у него нет.

 

И так, шаг за шагом, подпихивая «неудобные» и «бессмысленные» налоговые запросы, мы превращаем скромную семейную плантацию с нулевым финансовым оборотом (а значит не зависимую от нас финансово) в крупную компанию, «по уши» завязанную на движении нашей валюты и «прикованную» местными штатными единицами. Кроме того, мы очень жестко следим за тем, чтобы эти отчеты шли непрерывно, ведь фермеры меняются, семьи распадаются но «их» (sic! т.к. теперь мы должны понимать насколько эти организации «их»!) организации не должны пропадать, а должны жить дальше, а именно - переходить по наследству, продаваться т.д.

 

Если отбросить все популистские лозунги, типа «Человек - это всё!», то можно быстро понять, что любая организация - это не конкретные люди, которые в ней участвуют на разных должностях, а то, что заставляет их взаимодействовать, схема их взаимодействия между собой.

 

Итак, зачем нужна налоговая отчетность

 

Таким образом, мы можем подвести предварительный итог нашего повествования и, опираясь на историю, описанную выше, понять:

 

- почему налоговая требует перечислять финансы, которых у нас нет

 

- почему налоговая требует предоставлять отчеты о собственности фирмы, даже если у нас её нет

 

- почему налоговая обязывает предприятия «бессмысленно» нагружаться, заставляя предпринимателей заниматься заполнением отчетов

 

- зачем налоговая вынуждает считать нули и формировать пустые отчеты

 

- почему эти «бессмысленные» и пустые отчеты необходимо формировать в жесткой периодике и постоянно

 

Теперь мы можем сформулировать новый тезис смысла работы Налоговой, который может звучать так:

 

 

Первоочередная задача, возложеная на налоговую отчетность - это создание организаций, постоянно увеличивающих объемы производства и штат.

 

 

Кто и как организуют налоговые запросы

 

К сожалению, в настоящее время, под воздействием прошедшего времени и изменением ситуации, полное понимание значения налоговой и бухгалтерской деятельности доступно только фанатам управленческой деятельности (ну а зачем простому предпринимателю рыть глубоко, когда и так все «ясно»?). Поэтому очевидные схемы, описанные в этой статье, неочевидны практически ни для кого. Даже подавляющее большинство сотрудников соответствующих министерств (в которых и формируют принципы налоговой отчетности) предпочитают не забивать себе голову и бездумно копировать модели отчетности с более (по их мнению) состоявшихся государств. Именно в связи с бездумным копированием в СМИ и распространены бредни о «распределении благ» - много ли копировальный аппарат может рассказать о смысле, таящемся в документах которые он копирует?

 

Но есть и хорошая динамика. Параллельно (в тех же самых министерствах) находятся профессионалы (и это обычно не те люди, о которых говорят по телевизору, а реальные специалисты на местах), которые делают в системе управления предприятиями при помощи налоговых отчетов вполне осознанные действия. Благодаря таким людям и их действиям в частности написана данная статья.

 

С некоторых пор (последние 7-10 лет) наблюдаются процессы анализа систематизации и формирования налоговой системы через самые эффективные из найденных моделей. Создание логики налоговой отчетности опирается на алгоритм работы и логику документооборота ведущих Российских (и тех стран, до которых могут «дотянуться») предприятий. Так, проводя аудит крупнейших компаний, специалисты налоговой не только ищут «несоответствия» налоговым схемам, но и изучают новые эффективные модели документооборота и, найдя их более эффективными, пытаются проецировать эти схемы на прочие предприятия, создавая налоговые запросы таким образом, чтобы оформление этих запросов в конечном итоге приводило к реализации найденных эффективных схем.

 

В чем наша роль и чем занимается «Решение»

 

Не смотря на то, что специалисты министерств усердно адаптируют спускаемые модели для как можно большего количества предприятий (кстати, разница в налоговых формах (УСН и т.д.) возникает непосредственно при адаптации формы и размера предприятия), получается у них всегда «грубо». А что делать? Когда изобретаешь машинку по автоматическому бритью лиц, то первый раз бриться такой машинкой всегда будет больно… Но по логике специалистов министерства (и вот тут с ними не поспоришь), с точки зрения формирования эффективных структур лучше спроецировать на бизнес России модель успешных (по мнению министерства) предприятий, типа Роснефть, чем ждать того, что ИП Иванов придет к аналогичной по эффективности модели своим умом. Да, в министерстве понимают, что на пути построений такого предприятия многие предприниматели откажутся от этой затеи или уйдут в "подполье", но, имея в распоряжении всех предпринимателей России, сотрудники министерств готовы потерять несколько десятков тысяч даже более-менее успешных мини- и микро предприятий ради того, чтобы организовать еще один "Газпром".

 

Они могут. А мы - нет.

 

У нас нет миллионов предпринимателей, которыми мы могли бы рискнуть. При этом все наши предприниматели-партнеры - это не абстрактные цифры, а вполне конкретные люди, зачастую живущие с нами в одном городе, наши соседи. Мы не  можем рисковать ими и рассматривать их с точки зрения погрешности. Поэтому мы разрабатываем схемы налогового, бухгалтерского и управленческого учета, которые будут максимально адаптированы к индивидуальной ситуации наших партнеров и не будут наносить им ущерба.

 

При этом в наши задачи также не входит и отрыв текущей схемы управления предприятием Партнера от схемы, «рекомендуемой» министерством. Ведь, несмотря на всю сложность этих схем, других просто нет! Мы не стремимся ограничить предприятия от его роста при помощи его отрыва от схем, предоставляемых нашим государством.

 

В нашем понимании налоговая оптимизация и ведение бухгалтерии - это модель, которая берет все лучшее из моделей, предложенных государством, и при этом минимизирует наносимый ими ущерб для предприятий наших Партнеров.

 

Можно сказать грубо, но точно:

 

Своей деятельностью, мы, агентство "Решение",
пытаемся достичь во взаимодействии Государства
и Предприятия максимальной гармонии...

 

С уважением, ведущие специалисты
бухгалтерского агентства «Решение»:

 

Сурнина Ю.С.  (1@baresh.ru) и Овчинников И.В. (1@lht.su)